Архитектура предприятия
Авторы: А.В. Данилин, А.И. Слюсаренко
Статью обсуждаем здесь
Тема №1: "Введение: Общая информация"
Из аннотации к китайской настольной игре "Ицзин" писал(а):Когда не было ни неба, ни земли – был хаос, в котором плавали мириады мельчайших частиц "ци". Среди этих частиц были легкие, светлые (янь) и тяжелые, темные (инь). Разделившись, первые образовали небо, вторые – Землю. После образования неба и Земли из различных комбинаций ЯНЬ и ИНЬ появилось все живое и неживое, возникла природа и ее явления, движения и покой, тепло и холод, добро и зло. Непредсказуемость соотношений различных сил, явлений, поступков вызвали у людей естественное желание уловить хоть какую-то закономерность, которую можно было бы уложить в понятную и стройную систему.
Удивительно, как много сегодня необходимо знать людям, чтобы считаться экспертами в той или иной предметной области. Это особенно относится к области информационных технологий. Еще более удивительно, как, с какой быстротой необходимо пополнять или менять набор знаний для того, чтобы "оставаться в теме". По оценке некоторых аналитических компаний, в настоящее время объем информации, которой обладает человечество, удваивается каждые 5 лет, а в 2020 году удвоение будет происходить каждые 72 дня.
Вы просто не можете больше полагаться на свою память и способность механически запоминать факты. В каждой предметной области вам нужны общие методики, руководства и концепции, которые бы превращали факты, данные и информацию в знания, на которые вы можете опереться в анализе новых явлений. В области информационных технологий ведущие компании чуть ли не ежедневно выпускают новые продукты и предлагают новые услуги. Вам необходимо уметь отличать модные, но малополезные предложения и технологии от тех, которые Вам надежно послужат не один год.
В области создания и эксплуатации корпоративных информационных систем такими основополагающими методиками и концепциями, обеспечивающими интегрированный взгляд на этот сложный комплекс вопросов, являются представления об архитектуре и стратегии информационных технологий.
Действительно, развитие информационных технологий привело к возникновению нового типа бизнеса – электронного, и поставило новые задачи: обеспечить интеграцию отдельных компонентов информационных систем в рамках одного предприятия, а также взаимодействие информационных систем разных организаций. Практически ни в одной отрасли не удается решить все задачи путем внедрения одной, даже очень мощной, системы управления. Так что наличие нескольких систем от разных поставщиков стало правилом, а не исключением. Появляется задача оптимального выбора таких компонент и построения необходимой для их работы инфраструктуры. В последние несколько лет стали особенно актуальными вопросы экономической эффективности и стоимости владения создаваемых "автоматизированных систем".
Это происходит в условиях, когда мы наблюдаем растущую сложность технологических решений, необходимость интеграции большого количества технологий с целью обеспечения растущих потребностей бизнеса, государства и общества в целом – они во все большей степени полагаются на технологии в своей повседневной деятельности. Такая сложность часто приводит к катастрофическому увеличению количества неудач в проектах, связанных с внедрением информационных систем. По оценкам различных консалтинговых компаний, примерно 50% ИТ-проектов в различных отраслях заканчиваются не так, как запланировано, а в государственном секторе этот процент достигает 70%. Из этого количества примерно треть неудач связана с проблемами проектирования архитектуры.
При этом экспоненциально растущая сложность задачи развития информационных систем предприятий больше не может решаться за счет механического увеличения персонала департаментов информационных технологий. По данным аналитической компании Butler Group [1.1], крупная организация эксплуатирует в среднем около 40 критически важных прикладных систем. Авторам известен и такой факт. Служба ИТ одного из крупнейших российских банков поддерживает работу около 300 различных прикладных систем. Наличие нескольких сотен прикладных систем – скорее правило, чем исключение для органов власти регионального уровня. Можно ли эффективно управлять всем этим хозяйством, не имея целостного архитектурного взгляда? Не думаем...
Но это только одна сторона медали. Второй, не менее важный аспект состоит в следующем парадоксе. Мы видим, как быстро меняются технологии, опережая изменения в моделях ведения бизнеса и формах работы государственных организаций. И, несмотря на это, мы постоянно наблюдаем разрыв между потребностями бизнеса или государственных организаций с точки зрения выполнения своих основных функций, и возможностями департаментов информационных технологий предоставить адекватные, гибкие и надежные прикладные системы – в нужное время и в рамках разумного бюджета.
Налицо ситуация, о которой характерное замечание сделал Альберт Эйнштейн, сказав, что "новые сложные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились в тот момент, когда мы их создали". С этой точки зрения такие интегрированные понятия, как "архитектура предприятия" и "стратегия развития корпоративных информационных систем", являются существенными элементами такого нового уровня мышления.
Исключительную сложность задачи анализа, проектирования и модернизации современных корпоративных информационных систем невозможно переоценить. Приведем в связи с этим цитату Джона Риса (John Reece), бывшего Директора по информационным технологиям (CIO) Налоговой службы США в 2001-2003 годах, специалиста с более чем 40-летним стажем работы в ИТ-индустрии: "Программа модернизации информационных систем Налоговой службы настолько комплексна и сложна, что в целом находится за гранью понимания даже наиболее опытных профессионалов" [1.2].
И это не только вопрос принятия стратегически правильных решений. Это вопрос денег – и немалых денег. По данным META Group [1.3], планирование архитектуры и обеспечение следования принятым стандартам может до 30% уменьшить расходы на ИТ.
Тема архитектуры и стратегии ИТ актуальна еще и по следующей причине. Давайте попробуем ответить на вопрос, какие профессии в области информационных технологий будут максимально важны и востребованы, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Известный факт состоит в том, что, например, американские компании стараются стандартные, не обладающие высоким потенциалом создания добавочной стоимости операции отдать на аутсорсинг и вывести за рубеж в страны с более низким уровнем зарплаты, а у себя дома оставить наиболее важные, ключевые профессии. Так вот, по оценкам аналитических компаний, таких как Gartner и AMR Research [1.4], к 2008 году количество людей, занятых в индустрии информационных технологий США, сократится на 25%. Но те, кто останется, будут гораздо более важны для бизнеса, чем когда-либо. Они будут работать в таких областях, как архитектура, стратегия, управление проектами и бизнес-процессы.
Многие крупные компании и организации, особенно за рубежом, начали реализовывать собственные программы разработки и использования в своей деятельности архитектуры предприятия. При этом за рубежом применяется понятие "Корпоративная Архитектура" (Enterprise Architecture), понимаемое как способ борьбы с растущей сложностью проблем на стыке бизнеса и информационных технологий. Архитектура предприятия рассматривается как процесс реализации новых бизнес-стратегий на основе создания комплекса корпоративных информационных систем в соответствии с общими архитектурными принципами и принципами контроля и надзора со стороны бизнес-руководства над процессами в области ИТ.
Этот курс посвящен архитектуре и стратегии информационных технологий организаций независимо от индустрии, однако отдельная лекция посвящена именно "архитектуре электронного правительства". Причина в том, что тема архитектуры является исключительно актуальной с точки зрения использования информационных технологий для трансформирования деятельности государства в рамках проектов электронного правительства. Ведущие государства мира в контексте своих национальных инициатив в области электронного правительства (аналогом такой инициативы в нашей стране является Федеральная целевая программа "Электронная Россия") реализуют проекты разработки архитектуры электронного правительства. Это носит разные названия в разных странах, например "Федеральная архитектура" в США или "Стандарты и архитектура прикладных систем электронного правительства" в Германии (SAGA – Standards and Architecture for e-Government Applications). Но основной смысл всех этих работ состоит в функциональном подходе к анализу деятельности государства и тех услуг, которые оно предоставляет гражданам и бизнесу, и разработке национальной инфраструктуры государственных информационных систем, обеспечивающих эффективную реализацию государственных функций.
Заметим, что точно так же, как в экономике есть понятие "микроэкономика", относящееся к деятельности отдельного предприятия, и понятие "макроэкономика", описывающее проблемы экономики на уровне страны, так и в данном случае есть два уровня рассмотрения проблемы – уровень отдельных государственных ведомств и уровень государства в целом. При этом на уровне отдельных ведомств многие проблемы в данной области и способы их решения в целом похожи на проблемы корпораций и коммерческих организаций. На национальном, межведомственном, региональном уровнях возникают качественно новые проблемы и потребности в области архитектуры и стратегии информационных технологий органов государственного управления.
Для нашей страны рассматриваемые вопросы являются особенно актуальными. В России на рубеже 90-х годов прошлого века в применении информационных технологий произошел качественный скачок. В страну хлынул поток персональных компьютеров, а современные серверы и программные продукты перестали быть только уделом засекреченных оборонных предприятий и избранных научных институтов. Политические реформы в обществе совпали с началом распространения Интернета, так что каждый получил возможность доступа к информации.
В стране было положено начало созданию практически новой отрасли информационных технологий, прежде всего с участием частного капитала, а все ведущие мировые производители открыли свои представительства и стали строить партнерские сети. Информационные технологии получили распространение не только в экономике, но и в общественных процессах и в управлении государством. В 2001 году начата реализация Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Однако в первые годы реализации программы, наряду с отдельными успешными проектами, так пока и не удалось составить целостное представление о том, как будет функционировать "электронное правительство в электронном обществе", и сформировать эффективные структуры управления этой программой.
За прошедшее время удалось решить наиболее очевидные задачи, прежде всего по насыщению организаций техническими средствами, созданию локальных и глобальных сетей, внедрению отдельных систем учета и управления производством. Отчасти насыщение организаций современной техникой и программным обеспечением является предпосылкой для возникновения интереса к осмыслению деятельности организации в целом на новом уровне и к Архитектуре предприятия, в частности. Просто ранее специалистам трудно было мыслить моделями масштаба предприятия. Образно говоря, если все, что вам доступно, – это топор и пиломатериалы, то вы просто не можете построить здание высотой 30-50 этажей. Все, что вы сможете построить – это деревянный загородный дом. Если же у вас есть бульдозеры, краны, металл и бетон, то вы можете думать и о более сложных объектах.
Решение этих задач требует рассмотрения вопросов развития информационных технологий – как в бизнесе, так и в обществе, на несколько более общем уровне по сравнению с задачей внедрения отдельной прикладной системы или структурного компонента. Для бизнес-области речь идет об архитектуре предприятия в целом и стратегии ее развития. Для электронного правительства это понятие архитектуры электронного правительства (или единой федеральной архитектуры) и стратегии перехода к электронному обществу. Разработка стратегии и архитектуры должна проводиться в тесной увязке с приоритетными функциями организации (бизнес-стратегией).
Без наличия архитектуры предприятия невозможно обеспечить руководство по развитию информационных технологий в организациях, управлять инвестициями в ИТ. Результатом отсутствия такой архитектуры может стать то, что организация будет иметь изолированные, разобщенные операции и системы, что, в свою очередь, приведет к бессмысленному дублированию, несовместимости и дополнительным затратам.
Вот только один пример результатов такой разобщенности. Министр обороны США Дональд Рамсфельд сделал следующее признание, касающееся используемых в военном ведомстве информационных систем: "Наличие 673 различных и нескоординированных систем финансового учета сделало невозможным найти следы транзакций на общую сумму в 2,3 млрд. долларов" [1.5]. Здесь не опечатка – речь идет более чем о двух миллиардах долларов!
Нужно отметить, что данной тематике во многих странах мира (по понятным причинам) уже давно уделяется активное внимание ведущими мировыми компаниями, различными индустриальными ассоциациями, связанными с разработкой и внедрением информационных систем, а также органами, ответственными за информатизацию. С другой стороны, хотя в России есть отдельные примеры реализации действительно сложных информационных систем и достаточно глубокая методологическая проработка отдельных аспектов их построения, эта область знаний, связанная с архитектурой информационных систем предприятия, только начинает развиваться как самостоятельная. В нашей стране можно найти большое количество специалистов в области программирования, аппаратного обеспечения, построения компьютерных сетей, но достаточно сложно отыскать экспертов, которые бы обладали способностями и знаниями, позволяющими увидеть картину построения корпоративных информационных систем "в целом", на более высоком уровне абстракции и понимания предмета.
Но здесь есть одна "маленькая" проблема. Архитектура и стратегия в отношении к корпоративным информационным системам являются часто используемыми и в то же время совершенно неоднозначно понимаемыми терминами. Кроме того, ситуацию значительно усложняет тот факт, что в данной области не меньше, а может быть, даже чаще, чем в других областях, связанных с ИТ, используются разнообразные аббревиатуры методологий, стандартов, комитетов, торговых марок, что существенно "затрудняет ориентацию". И когда в процессе своей профессиональной деятельности авторам пришлось решать конкретные задачи, то готовых систематизированных материалов, доступных русскоязычному читателю, просто не удалось найти. В то же время большое количество таких материалов, частично противоречивых или освещающих отдельные аспекты проблематики, тоже усложняет понимание.
Ну а лучший способ разобраться в незнакомом предмете – это самим написать о нем книгу. В этом курсе мы попытались обобщить и проанализировать доступные материалы, прежде всего рекомендации таких известных аналитических компаний, как Gartner, META Group (в апреле 2005 года приобретена Gartner), Giga Information Group (приобретена Forrester) и других, а также материалы ряда поставщиков информационных технологий. Обобщен большой массив публичных материалов по архитектуре информационных технологий, опубликованных в Интернете, и даны соответствующие ссылки. Мы надеемся, что наша работа будет полезна многим специалистам-практикам при создании эффективных информационных систем. Сама проблема настолько широка и всеобъемлюща, что вряд ли в рамках одного курса можно добиться глубокого уровня детализации. Главная задача, которая нами ставится, – это обозначить общие контуры предметной области и дать необходимые ссылки для дальнейшего погружения в проблематику.
С нашей точки зрения, этот опыт и методологии достойны внимания со стороны специалистов в области ИТ всех крупных и средних по размерам российских компаний и организаций, а также со стороны руководителей, ответственных за формулирование государственной политики в области ИТ на уровне отдельных ведомств, регионов или страны в целом.
Во многих наших компаниях пока еще развитие бизнеса и развитие информационных технологий происходят независимо. Зачастую информационные технологии рассматриваются как неизбежная, но чисто вспомогательная функция, выступающая как центр затрат. Чтобы изменить такую ситуацию, нужно обосновать, каким образом успех предприятия на рынке или деятельность государственной организации в обществе могут быть обеспечены за счет возможностей, предоставляемых современными технологиями. А для этого требуется строить эффективные, способные к постоянному развитию информационные системы.
Необходимо отметить, что данный курс не является руководством по разработке стратегии бизнеса или по выбору конкретных систем управления ресурсами предприятия, управления отношениями с клиентами или выбору производителей аппаратного обеспечения. Все названия компаний, продуктов или торговые марки являются иллюстративными и не связаны с рекомендациями какой-либо из них. Значительная часть материалов, использованных для данного курса, была опубликована в Интернете. Приведенные ссылки были верны на дату подготовки материала, но их актуальность находится вне нашего контроля.